Как правильно выбрать горный велосипед

Как правильно выбрать горный велосипед


Есть двухколесный транспорт, одинаково актуальный в городе и за его пределами. Имя ему – горный велосипед. Он же маунтинбайк. Он же MTB. Созданный для тех, кто любит поездки по бездорожью и не против экстрима в лесу и на грунтовке, на спусках и подъемах.

Задумались над покупкой двухколесного внедорожника? Значит эта статья вам в помощь. Мы обсудили вопрос выбора горного велосипеда с экспертами и подготовили подробный мануал по подбору маунтинбайка под любой стиль езды и условия.

как.jpg

Устройство горного велосипеда и принцип работы

Бесконечный апгрейд – приоритет современных производителей горных велосипедов. В угаре постоянного совершенствования маунтинбайки то обрастают новыми элементами, то наоборот «худеют», сбрасывая с себя лишнее железо. Но как бы не извращались бренды базовая конструкция и принцип работы двухколесного внедорожника остались прежними.

Устройство горного велосипеда

Рама

Она всегда была и будет альфой и омегой любого байка. Скелетом, на котором держится все. А в горном велосипеде это играет ключевую роль. Классика – усиленная рама с высоко поднятым седлом.

В качестве материалов используется сталь (бюджетные модели), алюминий (более дорогие), карбон (высокотехнологичный, а значит самый дорогой). Что касается титана, то да, титановые рамы имеют место быть. Но такие велики стоят наравне с автомобилями и их как правило покупают профессионалы.

Тормоза

В экстремальных условиях бездорожья своевременная остановка важнее удачного старта. Ободная тормозная система отличается быстрой и легкой настройкой, однако на этом ее преимущества заканчиваются. Дисковые гидравлические тормоза более надежны и безопасны на грунтовке. По мощности они превосходят ободные и отлично показывают себя на мокрых и скользких поверхностях.

Трансмиссия

Она включает в себя разные по диаметру звездочки, при помощи которых посредством перебрасывания цепи можно увеличивать или уменьшать нагрузку во время движения. Это во многом упрощает подъемы на возвышенности и преодоление сложных участков трассы.

Вилка

Чаще всего амортизационная (желательно с подкачкой воздухом), с ходом от 8 см и выше. За счет этого элемента экономятся силы велосипедиста, уменьшается нагрузка на спину и суставы, обеспечивается более стабильная езда по бездорожью.

Выделяют три типа горных байков:

·        Жесткие “хардтейлы”, в которых амортизатор в хвосте отсутствует.

·        Двухподвесы с амортизатором в хвосте и подвеской.

·        “Софтейлы” – амортизатор есть, а системы шарниров нет.

Каждый из перечисленных типов в свою очередь делится на подвиды – в зависимости от предназначения и стиля езды. Об этом расскажем ниже.

Педали

В первую очередь они должны быть широкими и не скользкими. Есть контактные варианты, которые предполагают пристегивание ног велосипедиста, а есть обычные рамки из алюминия или стали. Выбор зависит от личных предпочтений и условий езды. Например, на моделях BMX устанавливаются самые мощные педали, поскольку эти велики предназначены для разного рода трюков.

Руль и все, что на нем

Он может быть как прямым, так и немного изогнутым, отличаться по размерам и комплекту девайсов. Руль – основа для всех систем управления, а для маунтинбайка – это особенно важно. здесь размещаются:

·        Манетки. Есть два варианта переключения передач: шифтеры (нужно всей рукой поворачивать барабан) и триггеры (достаточно нажатия пальцев на рычаги).

·        Ручки тормоза слева или справа. Могут устанавливаться как отдельно, так и в составе блоков, сразу с переключателями скоростей.

·        Грипсы. Это накладки из резины для лучшего сцепления рук с рулем. Есть простые грипсы, а есть повышенной плотности, ребристые, с поглощением вибрации. Естественно, такие обойдутся дороже.

Седло

Это вопрос не только комфорта, но и безопасности. Многие дисциплины, где используются типы горных велосипедов, предъявляют свои требования к конструкции седла. Прогулочные могут быть мягкими, а вот спортивные седла всегда жесткие и тонкие.

Выбор велосипедного седла можно сравнить с выбором кроссовок. Его нужно обязательно «примерять» и тестировать. Но если для обуви достаточно пробежки 10 минут, то для оценки удобства седла нужно преодолеть пару десятков километров.

Колеса

Стандарт для горных байков – колесо 26 дюймов, с ободом, спицами, втулкой. Для агрессивных условий лучше брать двойной обод, способный выдержать прыжки через бревна и бордюры, а также вес велосумки на багажнике (если таковой имеется).

Спицы должны быть легкими и максимально прочными. Их задача – равномерно распределять нагрузку на обод колеса. Наиболее дорогой частью во всей этой системе является втулка, от которой зависит легкость ходя и накат велобайка.

Виды горных велосипедов

Мы уже писали обзорную статью на эту тему (можете прочитать ее здесь). Сейчас рассмотрим все типы горных велосипедов с позиции Плюсы/Минусы и Для кого подходит.

Универсал

Считается горным, но больше ориентирован на поездки в городских условиях – имеет более удобную посадку. По конструкции полностью повторяет МТБ, за исключением трансмиссии – она здесь упрощенная.

Плюсы:

·        Легкий вес рамы и повышенная прочность.

·        Амортизационная вилка, обеспечивающая комфортное прохождение камней и кочек.

·        Хороший набор передач для удобного выбора скоростей на спусках/подъемах.

Минусы:

·        Чаще всего в конструкции туристическая вилка, прогулочный тип трансмиссии и ободные тормоза. Это удешевляет стоимость, но не повышает комфорт и безопасность езды.

Для кого:

Не для профессионалов, но для любителей. Для езды по традиционному русскому бездорожью подойдет отлично, а вот на серьезных экстремальных трассах использовать универсалы не рекомендуем. По своим характеристикам они наиболее приближены к бюджетным велосипедам кросс-кантри.

Велосипеды ХС кросс-кантри

Настоящие внедорожники, способные перемещаться по грунтовым дорогам и асфальтированным трассам с максимальным уровнем комфорта и безопасности. Они подходят как для агрессивной езды, так и для скоростных спринтов.

Основа конструкции – облегченная хардтейл-рама с амортизационной вилкой (с ходом 9-11 см). Отличительные черты – большие колеса с выраженным зубастым протектором для проходимости по грязи, грунту, песку, траве, трансмиссия с большим числом передач (минимум 21).

Плюсы:

·        Универсальность – ХС подходят для поездок по пересеченной местности и там, где дороги отсутствуют в принципе.

·        Отличная сцепка колес с поверхностью.

·        Амортизационная передняя подвеска, которая хорошо гасит удары.

·        По стоимость велобайки кросс-кантри обойдутся дешевле других типов МТВ.

Минус:

·        Большое количество подделок – трансмиссия часто дешевая и не отвечает параметрам ХС.

Для кого:

Для любителей езды по пересеченной местности и специализированным трассам для кросс-кантрийных гонок. Ехать на ХС можно по любым дорогам – долго и с комфортом. Они подходят для каждодневной эксплуатации как в городе, так и за его пределами.

Allmountain (байки-вездеходы)

Велосипеды для активной, но не агрессивной езды без экстрима. Спроектированы так, чтобы обеспечить максимум удовольствия от езды даже по горным трассам с постоянными спусками и подъемами.

У вездеходов чаще всего стальная или алюминиевая рама, амортизационная вилка + подвеска для гашения вибраций, дисковые тормоза и колеса 26-28 диаметра. Количество скоростей – 15 и больше.

Плюсы:

·        Отличная проходимость в сложных условиях местности.

·        Мягкий ход за счет двух подвесов.

·        Средняя масса велика 15 кг, что очень хорошо для категории МТВ.

Минус:

·        Высокая цена. Найти что-то достойное дешевле 60 тыс. руб. крайне сложно.

Для кого:

Точно не для гонок и агрессивного вождения. Это крепкий и довольно легкий внедорожник, который отлично себя покажет на грунтовке, но для жести в горно-лесных условиях он не годится.

DH (даунхилл)

Мощный тяжелый двухподвес, предназначенный для спусков на высокой скорости по склонам. Вес байка может доходить до 20-22 кг. Благодаря высокопрочной конструкции, не боится камней, ям, бревен и корней на своем пути.

Рама у даунхилла небольшая, с заваленными углами подседельного штыря и наклоном вилки – это улучшает маневренность. Два амортизатора с ходом от 18 см гарантируют мягкость дороги, а мощные тормоза с гидравлическим приводом обеспечивают безопасность велосипедиста. Количество передач – максимум 10, но в дисциплине DH больше и не требуется.

Плюсы:

·        Плавный мягкий ход благодаря двойным подвесам.

·        Большие колеса, позволяющие проходить любые препятствия.

·        Высоконадежная работа тормозной системы, что весьма актуально на спусках.

Минусы:

·        Много весит и дорого стоит. Цена качественного байка стартует от 100 тыс. рублей.

Для кого:

Для тех, кто действительно планирует совершать экстремальные спуски на высокой скорости по бездорожью. Покупать даунхилл, чтобы ездить по ровным дорогам, – непростительная ошибка и лишняя трата денег, поскольку этот тяжеловес отбирает много сил при кручении педалей.

BMX (для трюков)

Горные трюковые велосипеды относят к отдельному классу. Разработчики данной категории байков внесли существенные коррективы в конструкцию, увеличили ее устойчивость и надежность, снизили вес и поработали над управляемостью. В итоге все модели имеют крепкую раму из алюминия, съемное кресло (некоторые идут без него), небольшие 20-дюймовые колеса. А вот амортизация и переключение скоростей не предусмотрены – они здесь лишние.

Плюсы:

·        Легкая рама высокой прочности.

·        Отличная маневренность и управляемость во время трюков.

·        Доступная стоимость.

Минус:

Узкая специализация – BMX байки подходят только для трюков.

Для кого:

Для молодежи и профессионалов, которые серьезно занимаются триалом, пряжками и трюками. Эти байки часто используют подростки для прыжков с бордюров, катания на скамейках и парапетах, для различных фигурных элементов и кувырков в воздухе. Возможности трюковых велосипедов ограничиваются только уровнем мастерства и бесстрашия велосипедиста.

Критерии подбора горного велосипеда

Когда вы определитесь с подходящим для себя типом маунтинбайка, следующий шаг – подбор вела по ряду параметров.

Ростовка

Или размеры рамы, которые должны подходить по росту. Рекомендуем ориентироваться на таблицу:

Параметры

XS

S

М

L

XL

XXL

Длина рамы

14"/35 см

16"/40,6 см

18"/45,7 см

20"/50,8 см

22"/55,8 см

24"/61 см

Рост пользователя

до 155 см

150-165 см

165-178 см

170-185 см

до 195 см

190-200 см

Трансмиссия

Чем больше скоростей, тем лучше (для даунхиллов и ВМХ это правило не работает – здесь число переключений не важно).

Принимайте во внимание основную задачу транспорта, стиль езды и состояние дорог, по которым вы планируете кататься чаще всего. Для универсалов и кросс-кантри будет достаточно Shimano Alivio. Но чем больше будет нагрузка, тем выше класс оборудования нужно выбирать.

Амортизация

Чем тяжелее дорога, тем больше должен быть ход вилки. Рекомендуем ориентироваться на следующие значения:

·        Кросс-кантри – 80-120 мм.

·        Сложные агрессивные заезды – 140-180 мм.

·        Даунхилл – от 200 мм.

Не лишним будет уточнить тип амортизации. Масляно-пружинные – стоят дорого, но оправдывают себя на все 100%. На втором месте – воздушные. Хорошо работают на кочках и ямах, но при сильных ударах стравливают воздух. Приходится подкачивать специальным насосом. Но зато обойдутся эти амортизаторы дешевле масляно-пружинных.

Топ-5 производителей горных велосипедов

Есть бренды, продукция которых не запятнала себя никоим образом. И даже больше – эти производители имеют многомиллионные армии поклонников по всему миру. Мы проанализировали отзывы пользователей и составили «звездную» пятерку велосипедных брендов:

·        Scott

·        Specialized

·        Giant

·        Author

·        Trek

Вы можете принять во внимание этот список при выборе байка. А можете выбрать велик любой другой марки, ориентируясь на информацию и рекомендации из данной статьи.

Какой горный велосипед выбрать

·        Если нужен горный велосипед для города + бездорожья, берите универсал и не сомневайтесь. Тратить лишние деньги на более профессиональную начинку не имеет смысла, когда велик вам нужен для поездки на дачу по накатанной грунтовке.

·        Для частого передвижения по необкатанной загородной дороге подойдут байки кросс-кантри или вездеходы с ходом вилки до 200 мм и возможностью ее регулировки. Тормоза должны быть дискового типа.

·        Если вы планируете в серьез заняться экстремальными спусками в горах и холмистой местности, берите даунхилл-модель – ради кайфа и безопасности. Крепкая рама, усиленные тормоза, вилка с длинным ходом – все это делает байк DH идеальным выбором для жесткого экстрима.

·        Если хотите совершать трюки и прыгать по бордюрам или профессионально занимаетесь трал спортом, выбирайте трюковые ВМХ велобайки. Они легкие, маневренные, хорошо управляемые, что критически важно в данной дисциплине.

На этом все. Надеемся наша статья облегчит вам выбор горного велосипеда для ваших вело-приключений. А если остались вопросы, вы всегда можете обратиться к специалистам Fitness Place – поможем определиться и подобрать оптимальный вариант под ваши нужды и стиль езды.

Материалы по теме
Где купить тренажер для пресса?
Где купить тренажер для пресса?
Отличительной чертой спортсмена, является рельефный и красивый пресс. И мужчинам, и женщинам достичь этого помогут тренажеры для пресса. Расскажем подробнее.
Где купить тренажер для рук?
Где купить тренажер для рук?
Каждый спортсмен хочет получить качественный инвентарь, и не переплачивать за него. Поделимся секретом – где купить тренажер для рук!
Как накачать пресс на тренажере для пресса?
Как накачать пресс на тренажере для пресса?
Любой спортсмен не ограничивается мечтой нарастить мускулы, так же они хотят иметь красивый рельефный пресс!